Вторник, 07.05.2024, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Часы и календарь
Погода
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

МКВСОУ "Медвежьегорский центр образования"

Проголосуй за наш сайт

Семинары, МО, открытые уроки

План проведения психолого - педагогического семинара

29. 10. 2012

 

Общая тема семинара: «Жизненные навыки. Формирование здорового образа жизни  у подростков».

 

Тема занятия: «Опасные инфекции - угроза репродуктивному здоровью. Способы защиты от ИППП (инфекции, передаваемые половым путем)».

 

Педагог-психолог: Медведева М.Е.




Урок внеклассного чтения (фрагмент)

Учитель: Медведева М.Е.

Борис Кравченко - кондопожский писатель

"Талант доверчивый и нежный"

(презентация)


Урок русского языка (фрагмент)

Учитель: Кикинова И. М.

 


Урок литературы (фрагмент)

Учитель: Кикинова И.М.

 

Тема: Рутина существования и радость жизни

в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.)
http://mco.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/konspekty_otkrytykh_urokov/urok_literatury_fragment/4-1-0-29

Теоретические семинары 2009/2010 учебного года
Теоретические семинары: "Общеучебные умения: как их диагностировать"(19 октября), "Усвоение знаний и освоение умений: сходство и различеи процессов" (14 декабря), Методы изучения познавательных способностей школьников" (15 февраля), "Информационная компетентность учащихся" (24 апреля).http:///mco.ucoz.ru/load/oficialnaja_dokumentacija/oficialnaja_dokumentacija/teoreticheskie_seminary/3-1-0-26

Использование интерактивной доски

Использование интерактивной доски. Методическая рекомендация. Автор: Л.А. Катаргинаhttp:///mco.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/cor/interaktivnaja_doska/5-1-0-22



Интегрированный урок черчения и геометрии по теме
"Геометрические построения: деление окружности на равные части"

Презентация к уроку. Авторы: Л.А. Катаргина и В.С. Булычева.http://mco.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/konspekty_otkrytykh_urokov/integrirovannyj_urok/4-1-0-20
О
Открытый урок "А. Вознесенский"
Презентация к открытому уроку  "А. Вознесенский" Автор: учитель русского языка и литературы Л.Н. Афанасова.
http:///mco.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/cor/a_voznesenskij/5-1-0-19

Открытый урок: "Редкие деревья Карелии"

Презентация к уроку биологии. Автор: учитель биологии Т.М. Денисова http://mco.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/cor/prezentacija_k_uroku_quot_redkie_derevja_karelii_quot/5-1-0-16




Семинар на тему "Агрессия подростка или подростковая агрессивность" 29 марта 2010 года


АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ или ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучена мало теоритически, но не потому, что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому, что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов). Итак, в психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.

На данном занятии мы попробуем  раскрыть основные причины и типы агрессии в подростковом возрасте, а методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении  рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

Родители - пример для агрессивности подростков. Не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители "скандалисты”, то более 90% вероятности того, что в будущей семье ребёнка будет также, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно, подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном.

Как видим, природа подростковой агрессии разнообразна. В подавляющем количестве случаев агрессия подростков вызвана очень многими факторами,  и соответственно коррекцию агрессии нужно проводить также с системным подходом. Родителям можно пройти тест по определению причины агрессии у подростка и методам её коррекции.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально - ценностного отношения в себе, проявляясь в резком качестве недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.

Проявление различных форм агрессивности у подростков 14- 15 лет (9 класс).
Форма агрессии в % по возрастающей шкале.

Раздражение

косвенная агрессия

Обида

подозрительность

вербальная агрессия

негативизм

физическая агрессия

47

59,4

63,4

64,3

66,75

73,3

76,6

Наиболее ярко выражается негативизм и физическая агрессия, которые проявляются у 73,3% и 76,6% подростков, с которыми был проведен тест Басса - Дарки.

Негативизм- это оппозиционная мера поведения обычно проявляющееся против авторитета или руководства, это поведение начнет нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов, что мы и видим. Физическая агрессия проявляется у 76,6 % опрошенных. Дело в том, что дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, складывающихся в которых формируется личность, является семья.

Решающим является и состав семьи - полная, неполная, а так же и особенно то, какая нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

 

Социальные слои

физическая

косвенная

раздражительность

негативизм

обида

подозрительность

вербальная

угрызение совести

1

Из рабочей среды

72,2

64

58,6

80

69,4

70

72,6

69

2

Из среды служащих

80

60,5

52

77

61

67

71

55

3

Из среды руководящих работников

76

59

51

82

58

65

87,5

79

4

Из среды интеллигенции

69

44

57

51

66

55

51

79,5

Оказалось, что менее всего выражено агрессивное поведение у детей из семей интеллигенции. У них преобладает угрызение совести 79,5. Это сдерживающие влияние чувств вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Угрызение совести выражает то, что если он(обследуемый подросток), совершая плохой поступок, будет плохим человеком. И именно этих подростков мучает угрызение совести.

У подростков из семей рабочей среды главенствующую роль играет негативизм, который является преобладающим у подростков 14- 15 лет. У подростков из семей руководящих работников преобладает вербальная агрессия (87,5%). По-видимому, именно в этой среде, стараясь избегать косвенной (59%) и раздражительности (51%) подростки решают свои проблемы и конфликты именно словесно, при помощи вербальной агрессии. (Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через крики, визг и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).

У подростков из среды служащих преобладает физическая агрессия плюс негативизм. Может быть именно потому, этот слой населения преобладает в нашем исследовании и именно эти два вида агрессии являются характерными для подростков. А может именно в этой среде взрослые более всех устают на работе и именно таким путем легче решить создавшиеся трудности.

Состав семьи

физическая агрессия

косвенная агрессия

раздражение

негативизм

подозрительность

вербальная агрессия

обида

угрызение совести

Неполные семьи

19

0

0

45

9

9

9

9

Полные семьи

45

5,5

5,5

22,2

0

5,5

11

5,5

Мы видим, что в неполных семьях дети свою агрессию, недовольства выражают в основном через негативизм, а раздражение и косвенная агрессия вообще не присутствуют в их арсенале. Что же касается полных семей, то мы с настороженностью видим то, что у подростков в семье проявляются все виды агрессии, а особенно физическая. Может быть на проявление типа агрессии повлияло и то, что в неполных семьях воспитательная роль отводится маме (папа не воспитывает детей), а в полных и папа, и мама. Не мешало бы нашим родителям лишний раз задуматься над этими данными!

Проявление различных форм агрессивного поведения.14 –15 лет

 

Форма агрессии

Девочки

Мальчики

1.

физическая

74,6

78,75

2.

косвенная

69,8

49

3.

раздражение

59

35

4.

негативизм

75

73,75

5.

обида

59,8

67

6.

подозрительность

65,7

63

7.

вербальная

74,5

59

8.

угрызение совести

67

71

Каждый ребенок - неповторимый мир. Признавая данное положение, многие годы не учитывались половое различия детей. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических. Так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков, чаще, чем у девочек, встречаются психические заболевания. И глядя на нашу таблицу можно заметить, что вербальная агрессия преобладает у девочек, а у мальчиков ярче выражен фактор угрызения совести!

Критерии агрессивности подростка. Подросток:

1.       Часто теряет контроль над собой.

2.       Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.       Часто отказывается выполнять правила.

4.       Часто специально раздражает людей.

5.       Часто винит других в своих ошибках.

6.       Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.       Часто завистлив, мстителен.

8.       Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Психологические возможности смягчения агрессивности.

Для того чтобы помочь подростку, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;
  2. Установление запрета на агрессивные действия;
  3. Включение агрессивного действия в контекст «деловой игры» (где необходимо по правилам игры, проявлять это свойство);
  4. Необходимо подключить к негативному мышлению некоторые альтернативные полезные утверждения.

Негативные утверждения

Позитивные альтернативы

У меня нет тормозов. Я ужасно вспыльчив.

Плохое настроение - это всего лишь привычка. И обязательно ее преодолею, если буду над этим работать.

Когда я рассержусь, ничто не в силах меня остановить.

С этого дня всякий раз, когда я рассержусь. Я буду ждать до тех пор, пока не успокоюсь, и лишь за тем пытаться, что-либо предпринять.

Это выводит меня из себя! Мне кажется, что он делает это нарочно, только для того, чтобы меня позлить...

Что ж, по крайней мере, теперь я знаю, что ему не стоит слишком доверять.

(Мысленная брань и нападки в адрес объекта гнева.) (Негодование по поводу прошедшей ссоры.) (Переживания по поводу унижения или оскорбления.)

Когда я успокоюсь, я решу, что ей сказать.

Воспользовавшись этими советами, важно не прекращать начатые применения. Если допустили ошибку или срыв, не стоит долго переживать из-за этого и винить себя, лучше извлечь урок. Только постоянный контроль за собой дает уверенность в том, что произошедшие перемены останутся с вами навсегда.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростками. Особое место в коррекционной работе формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей


Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.


  • В рамках недели химии и биологии 16 ноября 2009 года учителем В.В. Афанасьевой проведен открытый урок по теме "Жидкие вещества"
  • В рамках недели географии состоялся открытый урок  по теме "Мировое сельское хозяйство"    
  • 1февраля состоялся психолого-педагогический семинар по теме;
  • «Особенности учащихся с акцентуированными чертами личности»

    2008-2009 учебный год

    Рекомендации педагогу для развития доверительного общения с учеником.

    1. Не навязывать себя, свободно включаться в общение на основе возникших потребностей у ученика.

    2. С появлением определенных ожиданий у ученика в общении с ним уделять внимание вопросам, по которым можно ожидать согласительных реакций.

    3. Учитывать боязнь ученика раскрыть свои слабые места, которых не следует касаться.

    4. Нейтрализовать негативные установки, побуждать ученика к сближению. Начать с обсуждения нейтральных вопросов (спорт, события в школе, кинофильм и т.п.).

    5. Беседа должна проходить свободно, без напряжения, не вызывать возражений, проявлений несогласия. Не задавать вопросов, на которые ученик должен дать отрицательный ответ. Вообще на ответах ученика не настаивать. Вероятные ответы можно «считывать» по мимике, жестам, оговоркам и т.д.

    6. При нормальном развитии общения сокращаются паузы между вопросами учителя и ответами ученика. Он начинает более свободно высказываться. Появляется ощущение свободы и расслабленности, а стало быть и доверия к учителю.

    7. Для дальнейшего развития взаимопонимания следует затрагивать темы интересные для многих людей (спорт, туризм, путешествия, развлечения, события общественной жизни.) Обсуждение таких тем обычно вызывает эмоциональный отклик.

    8. Важно не фиксировать внимания ученика на различия в статусах, знаниях, образовании, возрасте. Не демонстрировать свое мастерство, превосходство.

    9. Нащупав тему, представляющую определенный интерес для ученика, можно наблюдать его большую активность. В такой ситуации необходимо дать возможность больше говорить ученику. Он сможет высказать свои самые сокровенные мысли, «раскрыться». «Раскрытию» будет способствовать «демонстрация согласия» со стороны учителя с высказыванием ученика.

    10. В процессе успешно развивающегося общения можно переключить беседу на другие темы. Временный отход от темы побуждает ученика снова вернуться к ней.

    11. Выслушав мнение ученика, важно отметить оригинальность высказывания.

    12. Прием «детализации» предполагает демонстрацию интереса учителя к деталям, подробностям обсуждаемой темы. Просьба прокомментировать тот или иной вопрос: «Что ты об этом думаешь?», «Как ты это оцениваешь?».